ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Цель исследования – анализ мнения руководства государственных и частных стоматологических учреждений о подготовке врачей стоматологов-ортодонтов, а также имевшихся в практике этих учреждений претензиях, жалобах и судебных исках о неудовлетворённости пациентов оказанием ортодонтической помощи.
Установили, что жалобы и претензии в практике стоматологических учреждений и клиник на оказание ортодонтической помощи встречаются нечасто, а 85,7% из них удается мирно урегулировать в медицинском учреждении. В государственных учреждениях по фактам жалоб и претензий проводится экспертная оценка качества медицинской помощи. В частных клиниках такая тактика, несмотря на ее обязательность, в обследованных учреждениях не прослеживается. Экспертная оценка качества ортодонтической помощи может способствовать соблюдению стандартов обследования и лечения, выявлять случаи их невыполнения. По-прежнему сохраняется актуальность грамотного ведения врачами стоматологамиортодонтами первичной медицинской документации.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ В ОРТОДОНТИИ
Согласно современным представлениям, аномалии окклюзии являются фактором развития синдрома апноэ во сне, так как при них наблюдается сужение верхних дыхательных путей (ВДП). Оценка морфологических изменений ВДП по рентгенограммам – этап ортодонтической диагностики. Понять, как эти изменения влияют на дыхательную функцию, помогает математическое моделирование методом вычислительной гидродинамики (ВГД). С помощью данного метода можно оценить давление, скорость, турбулентность и другие параметры в любой точке ВДП.
Провели анализ 63 КЛКТ. Выделяли трёхмерные модели ВДП и на них проводили математическое моделирование воздушного потока методом ВГД. Показано, что пациенты с дистальной окклюзией и наклоном головы вперед и вверх чаще имеют аэродинамические особенности, характерные для пациентов с апноэ во сне.
Цель исследования – оценка связи анатомических параметров ВДП с параметрами воздушного потока внутри них у взрослых пациентов с сагиттальными аномалиями окклюзии с помощью математического моделирования методом ВГД на основании данных конусно-лучевой компьютерной томографии (КЛКТ).
В статье представлены данные комплексной диагностики зубочелюстной системы пациента с гнатической формой дистальной окклюзии в сочетании с внутренними нарушениями ВНЧС. Продемонстрированы возможности ультразвукового исследования и оценки состояния ВНЧС с применением авторских методик, которые позволили углубить представления об анатомофункциональном состоянии ВНЧС путем визуализации его элементов, а также движения суставной головки с графическим отображением суставного пути.
В статье представлены данные комплексной диагностики зубочелюстной системы пациента с гнатической формой дистальной окклюзии в сочетании с внутренними нарушениями ВНЧС. Продемонстрированы возможности ультразвукового исследования и оценки состояния ВНЧС с применением авторских методик, которые позволили углубить представления об анатомофункциональном состоянии ВНЧС путем визуализации его элементов, а также движения суставной головки с графическим отображением суставного пути.
Для повышения качества ортодонтической диагностики изучили типы лица по A.М. Schwarz в модификации методики по Ю.М. Малыгину при мезиальном прикусе и сравнили с данными нормы. В целом подтверждается мнение A.М. Schwarz о стабильности размеров лицевого и инклинационного углов 85±5º, но разброс этих значений в нашем исследовании был больше и составил в среднем 85±13,74º, однако это не влияет на классификацию типов лица при мезиальном прикусе.
Средние типы лица 4–6 из 9 типов при ортогнатическом прикусе встречаются у 52,38% пациентов. При мезиальном прикусе задние типы лица 7–9 выявляют у 43,1% пациентов, что позволяет считать, что в таких случаях имеется зубоальвеолярная разновидность патологии. При мезиальном прикусе наблюдается тенденция к ретроинклинации гнатической части лицевого черепа (типы 3, 6 и 9 – 24,14%) вне зависимости от позиции верхней челюсти в пространстве лица, т.е. чаще, чем в норме, в 5 раз. Этот факт указывает на ротацию гнатической части вперёд и вверх, что может приводить при мезиальном прикусе к смещению нижней челюсти вперёд и в сторону.
ЛЕЧЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ
Лечение пациентов с аномалиями окклюзии занимает длительное время и требует кооперации не только между врачами различных специальностей, но и в системе врачпациент. Восприятие результатов комплексного лечения и удовлетворенность ими зависят от множества факторов, в частности от степени соответствия объективного статуса пациента и его субъективного представления о своем состоянии. Используя ретроспективные данные, отражающие объективную нуждаемость и субъективную потребность в лечении пациентов с зубочелюстными аномалиями до и после его реализации, был разработан алгоритм, способный прогнозировать степень удовлетворенности пациента результатом комплексной реабилитации на основе технологии машинного обучения.
Ранняя диагностика и поэтапное комбинированное лечение (ортодонтическое и хирургическое) помогают восстановить функции пережёвывания пищи, внешнего дыхания, провести профилактику возникновения вторичных деформаций, улучшить качество жизни пациентов с краниофациальной микросомией, а также сократить длительность ортогнатической операции и повысить эффективность полученных результатов. Предложено лечение в 3 этапа: 5–6 лет – начало ортодонтического лечения, хирургическое временное эндопротезирование ветви нижней челюсти; 10–12 лет – продолжение ортодонтического лечения, хирургическая замена эндопротеза или костная пластика дефекта ветви нижней челюсти; 15–17 лет – ортогнатическая операция с окончательным эндопротезированием нижней челюсти, завершение ортодонтического лечения.
У детей с зубочелюстными аномалиями на ранних этапах развития выявляются симптомы нарушений, которые в комплексе или по одному определяют необходимость раннего ортодонтического лечения. Раннее лечение позволяет восстановить физиологическое развитие зубочелюстной системы в процессе роста ребенка до проявления сложных комбинированных аномалий.
Цель исследования – изучить отдаленные результаты раннего ортодонтического лечения детей 6–9 лет.